Космологический смысл учения о биосфере и ноосфере В. И. Вернадского
Страница 1

Материалы по биологии » Космологический смысл учения о биосфере и ноосфере В. И. Вернадского

Космология - учение о Вселенной как едином целом и обо всей охваченной астрономическими наблюдениями области Вселенной как части целого, раздел астрономии. Выводы космологии (модели Вселенной) основываются на законах физики и данных наблюдательной астрономии, а также на философских принципах (в конечном счёте - на всей системе знаний) своей эпохи. Важнейшим философским постулатом космологии является положение, согласно которому законы природы (законы физики), установленные на основе изучения весьма ограниченной части Вселенной, чаще всего на основе опытов, на планете Земля, могут быть экстраполированы (распространены) на значительно большие области, в конечном счёте - на всю Вселенную.

Постулат о распространимости установленных на Земле физических законов и констант на всю Вселенную в настоящее время наукой поставлен под сомнение, даже точнее опровергнут. В частности такой наукой о Земле, как геологией. Более того, астрономия подходит к тому, чтобы признать физические константы переменными в пространство-времени (Мартьянов, 2003).

Идеи Вернадского о биосфере и ноосфере пронизаны духом космизма и относятся к русской космической мысли. Идеи космизма, выражающие неразрывную связь человека и Вселенной, были известны в истории мировой культуры с древнейших времен. В самобытной мировоззренческой традиции языческих славян космос воспринимался как единый и одушевлённый. Выработанные предками нравственный ориентиры должны были вносить в него естественное равновесие и гармонию. С приходом на Русь христианства данный вариант миропонимания на длительное время оказывается не востребованным. Однако к середине XIX века начало проявлять себя особое направление в философской культуре России, которое получило название «русский космизм».

В целом для русского космизма характерны попытки разработки новой целостной картины мира, мира обитаемого и обжитого человеком, в отличие от классической европейской метафизики, где совершалось трансцендентирование посредствам самоубийства субъекта мышления. Основным объектом его является чувствующая (нередко наделенная интеллектуальными слабостями) атомарная составляющая. Космисты опираясь на данные современной науки, рассматривают Вселенную как единство природного и человеческого, обосновывают идею космических перспектив социума, связывают прогресс цивилизации с выходом её в космическое пространство и обретением там нравственного совершенства.

Учение Вернадского относят к русскому космизму. В настоящее время в русском космизме выделяют три течения:

- художественное (В. Ф. Одоевский, А. Н. Скрябин, Н. К. Рерих, Н. К. Чюрленис, группа Амаравелла и др.), которое определяет эстетические методы ведущими в освоении вселенского знания, осуществлении прогресса совершенствования мира и человека;

- религиозно-философское (Н. Ф. Федоров, П. А. Флоренский и др.), восходящее к концепции нравственного Всеединства мира в его отношении к Творцу и творению, предлагающее путь активной эволюции, направляемой человечеством на основе синтеза религии, философии и науки;

- естественнонаучное (Н. А. Умов, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский), стремящееся, на основе объективного знания, смоделировать будущее человеческой цивилизации, определить судьбу человека и порожденной им культуры (Хрестоматия…, 1997).

Наиболее известными являются учение о биосфере и ноосфере Вернадского и утопический космизм Циолковского. Космизм Циолковского, безусловно, имеет инженерную направленность. В его трудах рассмотрены следующие сценарии космической деятельности человечества: 1) полное преобразование Земли в целях обеспечения максимального качества жизни; 2) колонизация околосолнечного космического пространства размножающимся человечеством; 3) освоение других планетарных систем; 4) преобразование биологической природы вида homo sapiens, возникновение расы высокоорганизованных автотрофных разумных существ, приспособленных к жизни непосредственно в космическом пространстве. Но при этом методологические и общенаучные предпосылки Циолковского таковы: 1) концепция антифинализма; 2) интенсивный характер восхождения человека к космосу; 3) мировоззренческий компонент прогнозных сценариев.

Концепция ноосферы Вернадского сближает с миропредставлением Циолковского космическая компонента. Но она представляется учеными по разному: для Циолковского исходным постулатом служит гипотеза господства во Вселенной высших разумных сил, а для Вернадского – естественнонаучная концепция «встроенности» земной биосферы в эволюционные космические процессы.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Нарушение симметрии как источник самоорганизации
Взаимосвязь симметрии и асимметрии рассматривается современной наукой в различных аспектах, охватывающих саморазвитие материи на всех ее структурных уровнях. Так современное синергетическое видение эволюции Вселенной основано на идее о т. ...

Естествознание эпохи Античности. Натурфилософия и ее место в истории естествознания. Возникновение античной науки
Первой в истории человечества формой существования естествознания была так называемая натурфилософия (от лат. natura — природа), или философия природы. Последняя характеризовалась чисто умозрительным истолкованием природного мира, рассмат ...

Способы расчета констант комплексообразования реакции антиген — антитело
Взаимодействие одной субпопуляции антител с моновалентным антигеном. Этот наиболее простой случай реализуется, например, при связывании гаптена с Fab-фрагмента-ми моноклональных антител и описывается простейшей схемой. Из системы уравнен ...

Разделы