Период новейшей революции в естествознании совпал с вступлением капитализма в стадию империализма. Новые потребности техники оказали стимулирующее действие на естествознание, приведшее к тому, что в середине 90-х гг. XIX в. началась новейшая революция в естествознании, главным образом в физике, и в ней можно выделить три этапа.
1. Первый этап новейшей революции в физике и во всем естествознании связан:
■ с открытием электромагнитных волн Г. Герцем (1888 г.);
■ с открытием светового давления П.Н. Лебедевым (1899 г.);
■ с созданием теории относительности А. Эйнштейном (1905 г.);
■ с изобретением радио А.С. Поповым (1895 г.);
■ с возникновением в химии и биологии генетики на основе законов Г. Менделя (1856—1863 гг.);
■ с созданием Н. Бором (1913—1921 гг.) на основе представлений об атоме и атомном ядре теории водородо-подобного атома, основанной на двух его постулатах, которые позволили решить противоречия между классической физикой и вновь полученными экспериментальными данными и разработка которых велась в соответствии с периодической таблицей Д. Менделеева.
2. Второй этап новейшей революции в естествознании начался в середине 20-х гг. XX в. в связи:
■ с
возникновением квантовой механики (см. ТЕМУ 3.5),
■ с
сочетанием ее с теорией относительности;
■ с
образованием общей квантово-релятивистской концепции.
3. Началом третьего этапа новейшей революции в естествознании явились:
■ первое овладение атомной энергией в результате открытия деления атомного ядра немецкими физиками О. Ганом и Ф. Штрассманом в 1938 г., за что они были удостоены Нобелевской премии по химии в 1946 г.;
■ последующие исследования (1940-1947 гг.), с которыми связано зарождение ЭВМ и новой науки — кибернетики.
Полное развитие этот этап получил в середине XX в. Его отличительной особенностью является то, что наряду с физикой теперь в естествознании лидирует целая группа отраслей:
■ химия (особенно микрохимия, химия полимеров);
■ биология (особенно генетика, молекулярная биология);
■ кибернетика;
■ космонавтика и др.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что взаимодействие развития естествознания и общества неоспоримо, так как они не могут развиваться друг без друга. По мнению выдающегося российского историка В.О. Ключевского (1841 — 1911), «человеческая личность, людское общество и природа страны — вот те три основные силы, которые строят людское общежитие . Идеал исторического воспитания народа состоит в полном и стройном развитии всех элементов общежития и в таком их соотношении, при котором каждый элемент развивается и действует в меру своего нормального значения в общественном составе, не принижая себя и не угнетая других».
Прочие статьи:
Шлюмбергера (Декабрист или Зигоактус)( Schlumbergera)
Рис. 20
Семейство кактусовых. Родина — влажные леса Южной Америки. В народе больше их знают на примере декабриста. Это эпифитные кактусы, или лесные кактусы. Обычно зацветает к рождеству, т.е. цветение приходится на январь, поэтому и н ...
Классификация уровней биологических структур и организации живых систем
Клетка — естественная крупника жизни, как атом — естественная крупинка неорганизованной материи.
Тейяр де Шарден
Рассмотрение явлений живой природы по уровням биологических структур даст возможность изучения возникновения и эволюции жив ...
Энергетический заряд и
энергетическая эффективность роста
Количество АТР, образующегося в разных метаболических путях, различается во много раз. Так, при катаболизме глюкозы по гликолитическому пути с последующим включением цикла трикарбоновых кислот и дыхания образуется 38 моль АТР на моль глюк ...