Первое дошедшее до нас упоминание о перелете бабочек в Европе относится в 1100 году. Первое сообщение о миграции бабочек в Западном полушарии принадлежит Колумбу. Приближаясь к Кубе, он увидел «такие несметные стаи бабочек, что небо потемнело».
Русский писатель Н.Ф Золотницкий, большой знаток и любитель бабочек, писал о стае капустниц, летевших в течение многих часов, причем летели они «в несколько слоев».
Энтомолог-любитель, известный писатель Набоков оставил нам удивительно красочное описание миграции белянок и репейниц. Оно стоит того, чтобы привести его с небольшими сокращениями: «Движется по синеве длинное облако, состоящее из миллиона белянок, равнодушное к направлению ветра, всегда на одном и том же уровне над землей, мягко и плавно поднимаясь через холмы и опять погружаясь в долины, случайно встречаясь, может быть, с облаком других бабочек, желтых, просачиваясь через него без задержки, не замарав белизны, и дальше плывя, а к ночи садясь на деревья, которые до утра стоят как осыпанные снегом, - и снова снимаясь, чтобы продолжить путь. Куда? Зачем? Природой ещё не доказано или уже забыто».
Перелеты бабочек – дело не только далекого и очень далекого прошлого. Прекратиться миграция бабочек не может, ведь это – не прихоть, не каприз, не «охота к перемене мест». Это насущная необходимость для продолжения рода, для выживания того или иного вида. Да, миллионы бабочек гибнут по дороге, но какое-то количество выживает, добирается до места. Основной целью перелетов является откладка яиц. Из яиц появятся гусеницы, затем отродятся из куколок бабочки. И в тот же день огромные стаи отправятся в обратный путь. На пути – моря, горы, но бабочки не задерживаются. Даже там, где можно отдохнуть и покормиться. Гусеница успела накопить жировой запас, и им будет сыта бабочка, пока летит над своим трудным участком пути – над морем и горами. Зачем?
Репейницы, к примеру, откладывают очень много яиц. Если бы часть бабочек не улетела, то появившиеся гусеницы очень скоро уничтожили бы все кормовые растения и репейницы погибли бы все до единой. Но они улетают, предупреждают перенаселение и тем самым спасают вид от вымирания.
Перелетами бабочек люди занимаются не так давно, но уже выяснено немало. Например, выяснено, какие виды совершают перелеты чаще других. Оказалось, это репейницы, адмиралы, желтушки и некоторые виды бражников.
Более или менее точно выяснены пути, по которым летят бабочки. По одним и тем же маршрутам они летят из года в год, не сворачивая с курса, даже если имеется более безопасный путь. Часто бабочки летят вдоль русел рек. Но если река почему-либо исчезает, бабочки продолжают лететь вдоль бывшего русла.
Летят бабочки обычно невысоко над землей и, как правило, поднимаются вверх только в крайнем случае. Тем не менее, почему-то не всегда пользуются более безопасной дорогой, а предпочитают лететь через горы, где массами гибнут на ледниках.
Узнали, что репейницы, капустницы, желтушки летят стаями, при чем часто громадными, адмиралы же предпочитают путешествовать в одиночку и лишь перед перелетом через горы собираются в небольшие стаи.
Сейчас известно, что одни бабочки, например репейницы, совершают перелеты ежегодно, а другие – раз в несколько лет.
Выяснили, что командой для сбора в дорогу служит изменение светового дня, выяснили, что заставляет бабочек мигрировать.
Известны теперь даже такие факты, как освоение бабочками новых территорий: они постоянно залетают в страны или даже части света, где никогда не водились раньше, и, если эти места приходятся им по душе (а для «души» бабочки важен климат и наличие подходящей растительности), остаются в этих странах.
И все-таки многое в перелетах бабочек ещё неясно. А главное, нет ответа на два основных вопроса: во-первых, как удаётся насекомым совершать дальние перелеты, во-вторых, как они находят дорогу?
К тому же, дневные бабочки – тихоходы, а крылья их очень слабы. Правда, известно, что чешуйки, которыми покрыты крылья бабочек, на 15% увеличивают их подъемную силу. Благодаря своему немного странному, похожему на езду по ухабам, полету бабочки экономят энергию, имеют возможность часть пути планировать с «выключенным мотором». Но все это – мелочи по сравнению с той гигантской работой, которую приходится проделывать крыльями и «мотору». Бабочка взмахивает крыльями 5-6 раз, от силы 9 раз в секунду. Летит она медленно 7-14 километров в час против ветра и 30-35 километров в час по ветру. Сколько же раз нужно взмахнуть крыльями, чтобы совершить один перелет. А какой же прочности должны быть «шарниры», на которых эти крылья укреплены? Ни один, даже самый прочный материал не выдержит такой нагрузки. А крылья бабочек выдерживают. И ещё одна «загадка мотора»: ведь бабочки, как мы знаем, не отличаются силой по сравнению, допустим, с муравьем или жуком-навозником. Бабочки не пополняют запасов энергии, а ведь она сгорает. Пусть не так уж быстро, но, по самым минимальным расчетам, для такого путешествия её должно быть потрачено больше, чем весит вся бабочка.
Прочие статьи:
Факторы расогенеза (дрейф генов, изоляция, смешение популяций)
На ранних стадиях существования Homo sapiens развитие расовых признаков и их закрепление происходило при совокупном действии отбора, изоляции и метисации. В будущем значение отбора снизилось, расообразование происходило в меньшей зависимо ...
Семейство парусников (Papilionidae)
В пределах Астраханской области обитает 4 из 35 видов российских кавалеров (парусников). Одна из красивейших бабочек – махаон – встречается на территории нашего региона. Махаон дает 2 поколения в год. Кормовыми растениями считаются зонтич ...
Перевозка молоди осетровых
В процессе выращивания осетровых возникает проблема перевозки молоди. Первая задача заключается в создании оптимальных условий при перевозке и доставке живой рыбы к месту назначения. Молодь массой 3-5г можно доставлять в фермерское хозяйс ...