Рис. 49. Вид сбоку на развивающиеся полушария головного мозга.
А- 11-я неделя. Б- 16_ 17 недели. В- 24-26 недели. Г- 32-34 недели. Д - новорожденный. Показано образование боковой щели (5), центральной борозды (7) и других борозд и извилин.
I - конечный мозг; 2 - средний мозг; 3 - мозжечок; 4 - продолговатый мозг; 7 - центральная борозда; 8 - мост; 9 - борозды теменной области; 10 - борозды затылочной области;
II - борозды лобной области.
Нейробласты путем миграции образуют скопления - ядра, формирующие серое вещество спинного мозга, а в стволе мозга - некоторые ядра черепно-мозговых нервов.
Сомы нейробластов имеют округлую форму. Развитие нейрона проявляется в появлении, росте и ветвлении отростков (рис. 50). На мембране нейрона образуется небольшое короткое выпячивание на месте будущего аксона - конус роста. Аксон вытягивается и по нему доставляются питательные вещества к конусу роста. В начале развития у нейрона образуется большее число отростков по сравнению с конечным числом отростков зрелого нейрона. Часть отростков втягивается в сому нейрона, а оставшиеся растут в сторону других нейронов, с которыми они образуют синапсы.
Рис. 50. Развитие веретенообразной клетки в онтогенезе человека. Две последние зарисовки показывают разницу в строении этих клеток у ребенка в возрасте двух лет и взрослого человека
В спинном мозге аксоны имеют небольшую длину и формируют межсегментарные связи. Более длинные проекционные волокна формируются позднее. Несколько позже аксона начинается рост дендритов. Все разветвления каждого дендрита образуются из одного ствола. Количество ветвей и длина дендритов не завершается во внутриутробном периоде.
Увеличение массы мозга в пренатальный период происходит в основном за счет увеличения количества нейронов и количества глиальных клеток.
Развитие коры связано с образование клеточных слоев (в коре мозжечка - три слоя, а в коре полушарий большого мозга - шесть слоев).
В формировании корковых слоев большую роль играют так называемые глиальные клетки. Эти клетки принимают радиальное положение и образуют два вертикально ориентированных длинных отростка. По отросткам этих радиальных глиальных клеток происходит миграция нейронов. Вначале образуются более поверхностные слои коры. Глиальные клетки принимают также участи в образовании миелиновой оболочки. Иногда одна глиальная клетка участвует в образовании миелиновых оболочек нескольких аксонов.
В таблице 2 отражены основные этапы развития нервной системы зародыша и плода.
Таблица 2.
Основные этапы развития нервной системы в пренатальный период.
Возраст зародыша (недели) |
Развитие нервной системы |
2,5 |
Намечается нервная бороздка |
3.5 |
Образуется нервная трубка и нервные тяжи |
4 |
Образуются 3 мозговых пузыря; формируются нервы и ганглии |
5 |
Формируются 5 мозговых пузырей |
6 |
Намечаются мозговые оболочки |
7 |
Полушария мозга достигают большого размера |
8 |
В коре появляются типичные нейроны |
10 |
Формируется внутренняя структура спинного мозга |
12 |
Формируются общие структурные черты головного мозга; начинается дифференцировка клеток нейроглии |
16 |
Различимы доли головного мозга |
20-40 |
Начинается миелинизация спинного мозга (20 неделя), появляются слои коры (25 недель), формируются борозды и извилины (28-30 недель), начинается миелинизация головного мозга (36-40 недель) |
Прочие статьи:
Протеолитические ферменты фетоплацентарного комплекса при физиологической и
осложненной беременности
Многообразные функции в плацентарной ткани выполняют пептидгидролазы. Определенную роль в развитии беременности, особенно в ранние сроки, в период имплантации плодного яйца, играют катепсины, активность которых прогрессивно снижается в пр ...
В чем суть принципа суперпозиции взаимодействий?
Этот принцип имеет важное значение в физике и особенно - в квантовой механике. Принцип суперпозиции[2] (наложения) - это допущение, согласно которому результирующий эффект представляет собой сумму эффектов, вызываемых каждым воздействующи ...
Условные рефлексы и их характеристика
Основной элементарный акт высшей нервной деятельности - образование условного рефлекса.
Существует бесчисленное множество условных рефлексов. При соблюдении соответствующих правил любой воспринимаемый раздражитель можно сделать стимулом, ...