Эволюционная теория Чарльза Дарвина (1809—1882), изложенная в книгах «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) и «Происхождение человека и половой отбор» (1871), дала возможность объяснения особенностей строения тела человека.
Благодаря трудам Ч. Дарвина в XIX в. возникла новая наука — антропология, развитие которой связано с именами многих крупных анатомов. И. Блюменбах описал 5 современных человеческих рас и высказал мысль об их едином происхождении. А. Кис изучил и описал черепа ископаемых предков человека.
Одним из значительных достижений науки XIX в. была трудовая теория происхождения человека, сформулированная Ф. Энгельсом в книге «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».
Конец XIX в. ознаменовался еще одним великим открытием, которое сыграло огромную роль для развития анатомии. Это было открытие Х-лучей В. К. Рентгеном в 1895 г., которое привело к созданию принципиально новой главы анатомии — анатомии живого человека, рентгеноанатомии.
В XX в. анатомия достигла больших успехов, и в первую очередь это относится к функциональной анатомии, гистологии, цитологии. А. Беннингхофф ввел понятие о функциональных системах. В. Ру выдвинул положение о функциональном приспособлении, функциональных структурах, изучил причины и условия формообразования. Немецкий ученый Л. Ашофф и японский ученый Тавара разработали учение о проводящей системе сердца; В. Вальдейер-Гарц — один из основоположников нейронной теории; датский ученый А. Крог изучил строение капилляров, за эту работу он был удостоен Нобелевской премии; английский ученый Дж. Ленгли впервые описал общий план строения автономной нервной системы, выделил в ней наряду с симпатической парасимпатическую часть. К. Монаков, П. Флексиг, О. Фогт детально изучили анатомию мозга.
Развитие отечественной анатомии.
В древнерусских рукописях X—XIII вв. имеются некоторые анатомические сведения о строении органов, большинство из них основано на взглядах и положениях Галена. Такие знания приведены в «Церковном уставе» (X в.), «Изборнике Святослава» (XI в.), «Русской правде» (XI—XII вв.).
Труды философов и врачей Древней Греции, содержащие сведения по анатомии, проникли в соседние с Россией Грузию, Армению, Азербайджан, Среднюю Азию уже в I тысячелетии н. э. Большое влияние на развитие медицины и Средней Азии оказал «Канон врачебной науки» Авиценны, в Закавказье — канон, содержащий учение о зароастризме «Авеста». В X—XI вв. Иса-ур-Риги (современный Азербайджан) в книге «Тибб» («Медицина») приводит сведения по анатомии. Философ и врач Омар Осман-оглы, вопреки законам ислама, вскрывал трупы людей и изучал лиатомию. Судя по сохранившейся книге Лбусаида «О строении человека», написанной в XII в., анатомия успешно развивалась в Киликийской Армении. Грузинские ученые — философ Петрици (XI—XII вв.), врачи Кананели (XI в.), Копили (XIII в.)—в своих рукописях оставили ряд анатомических описаний.
В XV—XVI вв. в России в книгах «Врата Аристотелевы» и «Тайна Тайных» были изложены наряду с теоретическими вопросами медицины представления античных авторов об анатомии, их обсуждение и краткое описание телосложения человека. В 1658 г. в Московской медицинской школе состоялся выпуск врачей, изучавших анатомию «по скелету». В том же году Епифаний Славинецкий перевел с латинского языка на русский труды Везалия задолго до их перевода на другие языки (на немецкий— лишь в 1781 г.).
В XVII—XVIII вв. были открыты школы (академии), где преподавалась анатомия: в Тарту (1632), Вильно (1647), Клгаве (1775), Гродно (1775). При Петре I в России было создано несколько медицинских школ. Одна из таких школ была открыта в Москве в 1707 г. В 1733 г. медицинские школы были открыты в Петербурге и Кронштадте, в 1758 г. в Барнауле. Анатомию преподавали по рукописному учебнику II. Бидлоо (1670—1735) «Зеркало анатомии», а также по первому русскому
анатомическому атласу (1744) М. И. Шеина (1712—1762), который перевел на русский язык «Сокращенную анатомию» Гейстера (1757) и первым создал русскую анатомическую терминологию.
В 1724 г. была создана Российская Академия наук, а в 1775 г. по инициативе М. В. Ломоносова (1711 —1765) был открыт Московский университет. Курс анатомии в университете при Академии наук читал на русском языке ученик М. В. Ломоносова — анатом, академик А. П. Протасов (1724—1796), автор многих русских анатомических терминов, который выполнил ряд работ о телосложении человека, строении и функциях желудка.
Первый русский профессор Московского университета С. Г. Зыбелин (1735— 1802) читал лекции по анатомии на русском языке, написал книгу «Слово о сложениях тела человеческого и о способах, как оные предохранять от болезней». Он высказал мысль об общности происхождения животных и человека.
В 1783 г. профессор Н. М. Амбо-дик-Максимович (1744—1812) опубликовал «Анатомико-физиологический словарь» на русском, латинском и французском языках, а в 1788 г. А. М. Шумлянский (1748—1795) издал труд «О строении почек», в котором описал открытую им капсулу клубочка и мочевые канальцы.
Прочие статьи:
Адаптивная ценность процесса структурной агрегации живых
систем
Адаптивная ценность процесса структурной агрегации живых систем достигает своего максимума при переходе от монобионтов к метабионтам, т. е. на метабионтном уровне, сочетающем высокую функционально-структурную пластичность организменной си ...
Состав мембранных липидов
Основная часть мембранных липидов представлена фосфолипидами, в основе которых лежит глицерин-3-фосфат. Такие фосфолипиды называют фосфоацилгпицеринами. В их молекуле гидроксильные группы глицерина при Cf и С2 этерифицированы жирными кисл ...
Заключение.
В заключении хотелось бы сказать о значении гена.
Ген – функциональная единица наследственности. Он играет важную роль в наследовании признаков разными организмами. На генном уровне организации наследственного материала обеспечиваются ин ...